Понедельник - пятница: 08.00 - 17.00; вторник: 08.00 - 20.00
Версия для слабовидящих

Официальный сайт

    Консультации для мам малышей до года

    Чек-лист развития малыша

    СЕКРЕТ ПИРАМИД

    Детская пирамидка — отличная развивающая игрушка. Башенка, логичная и безупречная по форме, сначала притягивает к  себе взгляд и будит желание крутые пирамидальные склоны, затем вызывает потребность вновь и вновь собирать и разбирать се­бя на части. При этом у ребенка все более слаженно работают глаза и ру­ки, а мозг заряжается мыслью.

    Они такие разные

    Несмотря на законченность формы, пирамидка способна менять облик, каждый раз по-новому удивляя и увле­кая малыша. Она может состоять из нескольких крупных колец и десятка мелких колечек, быть одноцветной и пестрой, иметь форму конуса и шара, „притвориться” башенкой, мельницей, человечком или животным. Размеры тоже варьируются: одной игрушке место только на полу, с другой играют на столе, а третью легко спрятать в кармане. Эта умная игрушка становится спутницей малыша в самом раннем детстве.

    Когда полезно устроить пер­вую встречу крохи с пирамид­кой? В 6 месяцев стартует пери­од развития предметных дейст­вий. То есть пора предложить малышу однородные предметы, например кубики или шарики. Почему лучше начать с пира­мидки? Она полностью состоит из однородных предметов, и при этом размер у каждого свой! Первой высот­ной башенкой для 6-7-месячного мла­денца может стать безопасная пирамидка из ткани. Особого внимание заслуживают модели, отчетливо различающиеся по размеру и имеющие насыщенные цвета.

    В конце первого года жизни ребенка полезно освоить пирамидку „с подсказкой”. Ее отличительная деталь — кону сообразный стержень. Работа по сборке модели в прямом смысле „заряжена на успех”. Нанизывая колечки, малыш сам убеждается, какое именно из них тот или иной момент свободно опускается на стержень, а какое должно подождать своей очереди.

    Обратите внимание на подобный „секрет” в конструкции, когда выбираете для ребенка первую мягкую пирамидку. Отлично, если она имеет конусообразный  стержень! Что ж, познакомим грудничка с его первой высотной башенкой — да не просто так, а в увлекательной игре.

    Бублики

    Поочередно снимайте с пирамидки ко­лечки, протягивайте их одно за другим малышу. Пусть кроха обследует каж­дое, а мама станет приговаривать:

    Испечем мы бублики,

    Будут они кругленьки!

    Вот один, а вот другой,

    Очень рады мы с тобой!

    Побуждайте малыша брать у вас „буб­лики” и ощупывать их то правой, то ле­вой ручкой, а также перекладывать ко­лечки из одной руки в другую.

    Бублики на ниточке

    Привяжите к большому и маленькому колечкам пирамидки по тесемочке. Вложите конец тесьмы с большим колечком в детскую ручку так, чтобы большой пальчик был противопостав­лен всем остальным четырем. Подер­гайте за тесемочку, чтобы „бублик” за­шевелился, и скажите:

    Бублик-великан у нас

    Получился в этот раз!

    Кругленький, румяный, гладкий,

    То-то рады все ребятки!

    Как только малыш подтянет большое кольцо к себе, помогите ему раскрыть ладошку, чтобы он смог взять кольцо. Затем вложите в руку ребенка конец тесемочки с малым колечком. Пока кроха будет стараться подтянуть но­вый объект к себе, говорите:

    Бублик-крошка получился

    И, конечно, пригодился!

    Он такой же круглый, сдобный,

    И тянуть его удобно!

    Обхватить маленькое колечко надо только пальчиками, не захватывая его полностью в ладонь. Помогите малы­шу справиться с этой задачей.

    Хороши ли бублики?

    С помощью колечек разного размера можно довольно быстро научить ре­бенка противопоставлять указатель­ный пальчик всем остальным и вытяги­вать его, чтобы показывать на тот или иной предмет либо нажимать на по­верхность предмета.

    Позвольте малышу ощупать мягкие ко­лечки. Затем возьмите его кисть и сло­жите пальчики так, чтобы указатель­ный был выпрямлен, а четыре других прижаты к ладошке. Направьте ручку ребенка к центру колечка и скажите:

    Хороши ли бублики?

    Не зря платили рублики?

    Мы проверим бублики,

    Не деля на половинки.

    хороших бубликов —

    Дырки в серединке!

    Пусть малыш получит удовольствие, просовывая в отверстия колечек указа­тельный пальчик правой, а потом и левой руки. Следующий шаг — приучить указательные пальчики обе­их рук нажимать (и поглубже!) на мяг­кую поверхность „бублика”:

    Хороши ли бублики?

    Не зря платили рублики?

    Мы нажмем на бублик

    Разок, еще разок.

    У хороших бубликов

    Совсем не тверд бочок.

    При этом возьмите детскую руку с вы­тянутым указательным пальчиком в свою и помогите ребенку несколько раз нажать на поверхность мягкого ко­лечка — слегка, а затем все сильнее.

    Ждали бублики гостей

    Теперь мягкие „бублики” перемешаем с более твердыми. Тут окажутся кстати яркие и не менее крупные ко­лечки пластмассовой пирамидки. Колечки разной структуры (пластмасса и материя) и степени твердости подарят малышу новые тактильные ощущения. Сложите „бублики” в ми­сочку и предложите крохе доставать и протягивать вам колечки одно за дру­гим. Не забудьте про потешку:

    Ждали бублики гостей,

    Ждали -поджидали!

    Ждали бублики гостей,

    В мисочке лежали.

    В мисочке лежали

    Да черстветь вдруг стали…

    Есть помягче, есть посуше,

    Выбирай быстрей, что нужно!

    Раскладывайте колечки на две кучки или нанизывайте их на стержни двух  разных пирамидок.

    Игры помогут малышу освоить весь процесс сборки его первой пирамидки.

    Разные стерженьки

    Как научить малыша правильно сни­мать и надевать кольца на стержень? Возьмите фломастер, палочку и сверну­тую в трубку плотную бумагу… Сначала выберите самый короткий предмет, на­пример фломастер. Надев на него ко­лечко, покажите ребенку, как его снимать. Затем вновь наденьте колечко на тот же „стержень” и предложите крохе снять его уже самостоятельно. Важно, чтобы малыш усвоил: колечки легко снимаются, если тянуть руку с кольцом вверх. Надеть кольцо на „стержень” можно, если расположить руки выше него и держать кольцо точ­но над ним. Когда ребенок научится снимать и надевать колечки на корот­кий „стержень”, замените его более высоким. Так, постепенно вы научите кроху уверенными, четкими движения­ми снимать и надевать кольца.

    В своих упражнениях используйте мяг­кие и твердые (в том числе пластмассо­вые) колечки. А затем включите в игру пирамидку с конусным стержнем -,, под­сказкой”. После того как ребенок на­денет на нее все кольца (это может произойти не сразу), возьмите детские ручки в свои и раскрытыми ладошками проведите от вершины пирамидки к ее основанию, приговаривая:

    Едут ручки сверху вниз,

    Едут с горки гладкой!

    „Доехав” до основания, ладошки малы­ша вновь обхватывают верхушку пира­мидки и съезжают вниз:

    Словно саночки везут

    Быстрые лошадки!

    Необычная тропинка

    Предложите крохе выложить из цвет­ных колечек тропинку для игрушек. Пока можно не брать во внимание величину колечек. Затем покажите са­ми, как выложить постепенно сужаю­щуюся дорожку. Полюбуйтесь ею вме­сте с малышом. Пусть по дорожке про­гуляется зайчик, подпрыгивая на каж­дом колечке и приговаривая: „Вот са­мое большое, вот поменьше, вот еще меньше…” Вслед за зайкой может пройтись мишка, проскакать лошадка, протанцевать куколка. Потом все они, конечно же, захотят прогуляться по дорожке из колечек в обратную сторо­ну — от наименьшего колечка до само­го большого. Рассматривая ряд выло­женных колец, ребенок постепенно начнет постигать относительность ве­личины, следить, как она убывает или возрастает.

    Топ-топ по дорожке

    Зашагали чьи-то ножки,

    Пробежали чьи-то лапки

    Да умчались без оглядки.

    Вдруг зацокали копытца,

    Только пыль столбом клубится.

    Хороша дорожка наша!

    Так давай на ней попляшем!

    Игры помогают ребенку более успеш­но освоить пирамидку.

    Дорожка к успеху

    Накануне своего первого юбилея ма­лышу полезно познакомиться с моде­лью мини-пирамидки всего из 2-3 ко­лечек. Она гораздо меньше сво­их предшественниц — мягкой и пласт­массовой пирамидок. Главное, чтобы ее кольца были четко различимы (самое маленькое — диаметром 3 см). Отлично, если колечки одного цвета. Это позволит крохе полностью сосре­доточиться на величине насадок.

    Как правило, подобные мини-пирамид­ки сделаны из дерева. Так что ваша коллекция станет максимально разно­образной. Чем займемся? Выкладывай­те дорожку, постепенно уменьшающуюся в размере. Самое большое из 2-3 колец положите рядом со 1 стержнем. Малыш может взять его и надеть первым, а следом по порядку остальные. Не забывайте о стихах:

    Вот большое кольцо.

    Обнимаем его.

    Поднимаем кольцо,

    Надеваем его.

    Опускаем кольцо Да покрутим его.

    Вот так чудо-кольцо!

    Жаль, что только одно…

    Вот поменьше кольцо… и т.д.

    В следующий раз поиграем с колечками всех трех пирамидок: мягкими, пластмассовыми, деревянными.

    Складные башенки

    Кольца любой пирамидки можно про­сто накладывать друг на друга, не обязательно нанизывать их на стер­жень. Малышу пока трудно отследить, чтобы верхнее кольцо всегда было меньше нижнего. Да это и не нужно. Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс построения вертикальной ба­шенки, а сооружения получались кра­сивыми и устойчивыми. Причем для строительства можно использовать кольца от разных пирамид.                              

    Чему научится годовичок, играя с пирамидкой?

    • Уверенно брать колечки любого размера, находясь в разных положениях (сидя, лёжа на животе, из рук взрослого). Малыш делает это одной рукой и крепко удерживает кольца кончиками пальцев.
    • Одной рукой удерживать колечко, а другой — ощупывать его.
    • Перекладывать колечко из одной руки в другую.
    • Просовывать указательный паль­чик в отверстия колечек.
    • Ощупывать колечки, удерживая их тремя пальчиками (щепотью) или двумя пальчиками — большим и ука­зательным (так называемый пинцетный захват).
    • Разжимать пальчики и отдавать колечко по просьбе взрослого.
    • Правильно снимать кольца со стержня: одновременно обхваты­вать колечко пальцами обеих рук и вести его по стержню вертикаль­но до самой верхушки.
    • Последовательно надевать зара­нее приготовленные колечки.
    • Их располагают по убывающей, начиная с самого большого.
    • Снимать верхушку (колпачок) в начале разборки пирамидки и надевать ее в конце.
    • Понимать обращенные к малы­шу слова взрослого „снимай” и „надевай”.