Консультации для мам малышей до года
СЕКРЕТ ПИРАМИД
Детская пирамидка — отличная развивающая игрушка. Башенка, логичная и безупречная по форме, сначала притягивает к себе взгляд и будит желание крутые пирамидальные склоны, затем вызывает потребность вновь и вновь собирать и разбирать себя на части. При этом у ребенка все более слаженно работают глаза и руки, а мозг заряжается мыслью.
Они такие разные
Несмотря на законченность формы, пирамидка способна менять облик, каждый раз по-новому удивляя и увлекая малыша. Она может состоять из нескольких крупных колец и десятка мелких колечек, быть одноцветной и пестрой, иметь форму конуса и шара, „притвориться” башенкой, мельницей, человечком или животным. Размеры тоже варьируются: одной игрушке место только на полу, с другой играют на столе, а третью легко спрятать в кармане. Эта умная игрушка становится спутницей малыша в самом раннем детстве.
Когда полезно устроить первую встречу крохи с пирамидкой? В 6 месяцев стартует период развития предметных действий. То есть пора предложить малышу однородные предметы, например кубики или шарики. Почему лучше начать с пирамидки? Она полностью состоит из однородных предметов, и при этом размер у каждого свой! Первой высотной башенкой для 6-7-месячного младенца может стать безопасная пирамидка из ткани. Особого внимание заслуживают модели, отчетливо различающиеся по размеру и имеющие насыщенные цвета.
В конце первого года жизни ребенка полезно освоить пирамидку „с подсказкой”. Ее отличительная деталь — кону сообразный стержень. Работа по сборке модели в прямом смысле „заряжена на успех”. Нанизывая колечки, малыш сам убеждается, какое именно из них тот или иной момент свободно опускается на стержень, а какое должно подождать своей очереди.
Обратите внимание на подобный „секрет” в конструкции, когда выбираете для ребенка первую мягкую пирамидку. Отлично, если она имеет конусообразный стержень! Что ж, познакомим грудничка с его первой высотной башенкой — да не просто так, а в увлекательной игре.
Бублики
Поочередно снимайте с пирамидки колечки, протягивайте их одно за другим малышу. Пусть кроха обследует каждое, а мама станет приговаривать:
Испечем мы бублики,
Будут они кругленьки!
Вот один, а вот другой,
Очень рады мы с тобой!
Побуждайте малыша брать у вас „бублики” и ощупывать их то правой, то левой ручкой, а также перекладывать колечки из одной руки в другую.
Бублики на ниточке
Привяжите к большому и маленькому колечкам пирамидки по тесемочке. Вложите конец тесьмы с большим колечком в детскую ручку так, чтобы большой пальчик был противопоставлен всем остальным четырем. Подергайте за тесемочку, чтобы „бублик” зашевелился, и скажите:
Бублик-великан у нас
Получился в этот раз!
Кругленький, румяный, гладкий,
То-то рады все ребятки!
Как только малыш подтянет большое кольцо к себе, помогите ему раскрыть ладошку, чтобы он смог взять кольцо. Затем вложите в руку ребенка конец тесемочки с малым колечком. Пока кроха будет стараться подтянуть новый объект к себе, говорите:
Бублик-крошка получился
И, конечно, пригодился!
Он такой же круглый, сдобный,
И тянуть его удобно!
Обхватить маленькое колечко надо только пальчиками, не захватывая его полностью в ладонь. Помогите малышу справиться с этой задачей.
Хороши ли бублики?
С помощью колечек разного размера можно довольно быстро научить ребенка противопоставлять указательный пальчик всем остальным и вытягивать его, чтобы показывать на тот или иной предмет либо нажимать на поверхность предмета.
Позвольте малышу ощупать мягкие колечки. Затем возьмите его кисть и сложите пальчики так, чтобы указательный был выпрямлен, а четыре других прижаты к ладошке. Направьте ручку ребенка к центру колечка и скажите:
Хороши ли бублики?
Не зря платили рублики?
Мы проверим бублики,
Не деля на половинки.
хороших бубликов —
Дырки в серединке!
Пусть малыш получит удовольствие, просовывая в отверстия колечек указательный пальчик правой, а потом и левой руки. Следующий шаг — приучить указательные пальчики обеих рук нажимать (и поглубже!) на мягкую поверхность „бублика”:
Хороши ли бублики?
Не зря платили рублики?
Мы нажмем на бублик
Разок, еще разок.
У хороших бубликов
Совсем не тверд бочок.
При этом возьмите детскую руку с вытянутым указательным пальчиком в свою и помогите ребенку несколько раз нажать на поверхность мягкого колечка — слегка, а затем все сильнее.
Ждали бублики гостей
Теперь мягкие „бублики” перемешаем с более твердыми. Тут окажутся кстати яркие и не менее крупные колечки пластмассовой пирамидки. Колечки разной структуры (пластмасса и материя) и степени твердости подарят малышу новые тактильные ощущения. Сложите „бублики” в мисочку и предложите крохе доставать и протягивать вам колечки одно за другим. Не забудьте про потешку:
Ждали бублики гостей,
Ждали -поджидали!
Ждали бублики гостей,
В мисочке лежали.
В мисочке лежали
Да черстветь вдруг стали…
Есть помягче, есть посуше,
Выбирай быстрей, что нужно!
Раскладывайте колечки на две кучки или нанизывайте их на стержни двух разных пирамидок.
Игры помогут малышу освоить весь процесс сборки его первой пирамидки.
Разные стерженьки
Как научить малыша правильно снимать и надевать кольца на стержень? Возьмите фломастер, палочку и свернутую в трубку плотную бумагу… Сначала выберите самый короткий предмет, например фломастер. Надев на него колечко, покажите ребенку, как его снимать. Затем вновь наденьте колечко на тот же „стержень” и предложите крохе снять его уже самостоятельно. Важно, чтобы малыш усвоил: колечки легко снимаются, если тянуть руку с кольцом вверх. Надеть кольцо на „стержень” можно, если расположить руки выше него и держать кольцо точно над ним. Когда ребенок научится снимать и надевать колечки на короткий „стержень”, замените его более высоким. Так, постепенно вы научите кроху уверенными, четкими движениями снимать и надевать кольца.
В своих упражнениях используйте мягкие и твердые (в том числе пластмассовые) колечки. А затем включите в игру пирамидку с конусным стержнем -,, подсказкой”. После того как ребенок наденет на нее все кольца (это может произойти не сразу), возьмите детские ручки в свои и раскрытыми ладошками проведите от вершины пирамидки к ее основанию, приговаривая:
Едут ручки сверху вниз,
Едут с горки гладкой!
„Доехав” до основания, ладошки малыша вновь обхватывают верхушку пирамидки и съезжают вниз:
Словно саночки везут
Быстрые лошадки!
Необычная тропинка
Предложите крохе выложить из цветных колечек тропинку для игрушек. Пока можно не брать во внимание величину колечек. Затем покажите сами, как выложить постепенно сужающуюся дорожку. Полюбуйтесь ею вместе с малышом. Пусть по дорожке прогуляется зайчик, подпрыгивая на каждом колечке и приговаривая: „Вот самое большое, вот поменьше, вот еще меньше…” Вслед за зайкой может пройтись мишка, проскакать лошадка, протанцевать куколка. Потом все они, конечно же, захотят прогуляться по дорожке из колечек в обратную сторону — от наименьшего колечка до самого большого. Рассматривая ряд выложенных колец, ребенок постепенно начнет постигать относительность величины, следить, как она убывает или возрастает.
Топ-топ по дорожке
Зашагали чьи-то ножки,
Пробежали чьи-то лапки
Да умчались без оглядки.
Вдруг зацокали копытца,
Только пыль столбом клубится.
Хороша дорожка наша!
Так давай на ней попляшем!
Игры помогают ребенку более успешно освоить пирамидку.
Дорожка к успеху
Накануне своего первого юбилея малышу полезно познакомиться с моделью мини-пирамидки всего из 2-3 колечек. Она гораздо меньше своих предшественниц — мягкой и пластмассовой пирамидок. Главное, чтобы ее кольца были четко различимы (самое маленькое — диаметром 3 см). Отлично, если колечки одного цвета. Это позволит крохе полностью сосредоточиться на величине насадок.
Как правило, подобные мини-пирамидки сделаны из дерева. Так что ваша коллекция станет максимально разнообразной. Чем займемся? Выкладывайте дорожку, постепенно уменьшающуюся в размере. Самое большое из 2-3 колец положите рядом со 1 стержнем. Малыш может взять его и надеть первым, а следом по порядку остальные. Не забывайте о стихах:
Вот большое кольцо.
Обнимаем его.
Поднимаем кольцо,
Надеваем его.
Опускаем кольцо Да покрутим его.
Вот так чудо-кольцо!
Жаль, что только одно…
Вот поменьше кольцо… и т.д.
В следующий раз поиграем с колечками всех трех пирамидок: мягкими, пластмассовыми, деревянными.
Складные башенки
Кольца любой пирамидки можно просто накладывать друг на друга, не обязательно нанизывать их на стержень. Малышу пока трудно отследить, чтобы верхнее кольцо всегда было меньше нижнего. Да это и не нужно. Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс построения вертикальной башенки, а сооружения получались красивыми и устойчивыми. Причем для строительства можно использовать кольца от разных пирамид.
Чему научится годовичок, играя с пирамидкой?
- Уверенно брать колечки любого размера, находясь в разных положениях (сидя, лёжа на животе, из рук взрослого). Малыш делает это одной рукой и крепко удерживает кольца кончиками пальцев.
- Одной рукой удерживать колечко, а другой — ощупывать его.
- Перекладывать колечко из одной руки в другую.
- Просовывать указательный пальчик в отверстия колечек.
- Ощупывать колечки, удерживая их тремя пальчиками (щепотью) или двумя пальчиками — большим и указательным (так называемый пинцетный захват).
- Разжимать пальчики и отдавать колечко по просьбе взрослого.
- Правильно снимать кольца со стержня: одновременно обхватывать колечко пальцами обеих рук и вести его по стержню вертикально до самой верхушки.
- Последовательно надевать заранее приготовленные колечки.
- Их располагают по убывающей, начиная с самого большого.
- Снимать верхушку (колпачок) в начале разборки пирамидки и надевать ее в конце.
- Понимать обращенные к малышу слова взрослого „снимай” и „надевай”.